Стук клапанов в двигателе — причины почему стучат клапана и какие последствия ждать

Основные причины

Существует несколько причин, из-за которых могут начать стучать клапана в машине. Даже начинающий автомобилист обязан знать, что влияет на некорректную работу этих элементов и как не допустить появление стуков.

Можно выделить следующие причины появления стуков:

udalenie-katalizatora-plyusy-i-minusy.jpgУдаление катализатора плюсы и минусы: каковы могут быть последствияРубрика:Устройство автомобиля

  • Уменьшение или увеличение зазоров (пространства) между клапаном и толкателем. Зазор имеет определенное значение, предусмотренное производителем. Если он изменится, может появиться стук;
  • Систематическое использование низкокачественного топлива. Посторонний звук возникает в результате детонации двигателя;
  • Если стук появляется на разгоне или при движении на высокой скорости, вероятен недостаток давления в масляной системе;
  • Растянутый ремень ГРМ;
  • Неправильно установленный ремень газораспределительного механизма;
  • Банальный износ деталей.

Но это общие сведения касательно возникновения стуков. Поскольку мы говорим именно о горячем двигателе, то тут нужно акцентировать внимание на несколько иных причинах.

stuk-na-goryachuyu-e1558018487230.jpg

Выделяют несколько факторов, из-за которых стук возникает именно тогда, когда двигатель прогрет до рабочей температуры. Он может появляться на холодную и сохраняться при прогреве, либо же возникать непосредственно при достижении ДВС определенной температуры.

Причины бывают следующие:

  • Болт распредвала, который крепит его к так называемой постели, был не полностью закручен. Это следствие невнимательности при ремонте, либо же болт просто ослаб в процессе эксплуатации авто;
  • В картере наблюдается дефицит масла. Отсутствие достаточного количества смазки наверняка приведет к тому, что на горячем ДВС будут стучать клапана;
  • Загрязнился масляный фильтр, который не выполняет в полной мере свои обязательства.

Помимо перечисленных причин, шум может выступать следствием неисправной работы гидрокомпенсаторов. В некоторых случаях избавиться от шумов помогает простая регулировка. В других ситуациях потребуется проводить сложный и дорогостоящий ремонт.

pochemu-stuk-klapanov-na-goryachiy-dvigatel-e1558018533180.jpg

Определяем источник стука

Бывает так, что из подкапотного пространства доносится стук. Только водитель не сразу может понять, в чем именно причина и кто является источником этого шума. Не стоит сразу же винить клапана, поскольку не одни они способны издавать стуки.

3acc0e41-79a2-40a5-963e-972370497a84.jpg

Схема подключения прицепа к автомобилю: стандартная распиновка

Рубрика: Легковые прицепы

Начинающему автомобилисту довольно сложно при отсутствии опыта эксплуатации и ремонта авто тут же определить, какая именно поломка или неисправность спровоцировала возникновение шумов и стуков. Нехарактерные для исправного двигателя звуки могут издавать подшипники, ремень, коленвал и непосредственно сами клапана. Причем в последнем случае мы слышим достаточно четкий и легко уловимый на слух звук, сопровождающийся металлическим стуком. И доносится он со стороны газораспределительного механизма.

Еще одной характерной особенностью клапанного стука является то, что он не прекращается, в зависимости от оборотов. То есть стук сохранятся, когда двигатель работает на малых оборотах, а также когда водитель, путем нажатия на педаль газа, увеличивает обороты ДВС.

977f9ff3-bf01-4f15-a671-1bfdb0257e97.jpg

Обычный водитель вряд ли сумеет просто на слух определить, что вышел из строя клапан.

Рекомендуем:  Все разнообразие предпусковых подогревателей двигателя

Но все же самостоятельная диагностика является вполне возможной. Для этого нужно сделать следующее:

  • открыть капот;
  • открутить заглушку, через которую заливается моторное масла;
  • оставить двигатель в рабочем состоянии;
  • прислушаться;
  • если шум нарастает, вина в клапанах;
  • либо взять стетоскоп;
  • приложить инструмент к зоне, откуда исходит шум;
  • прислушаться;
  • сделать соответствующие выводы.

Это лишь примерная схема, как определить поломку и поставить диагноз практически в полевых условиях. Разумеется, зачастую правильнее всего будет обратиться в автосервис и пройти комплексную диагностику. Шутить с неисправными клапанами нельзя.

d573e8ed-ddc6-4399-b6d4-c97c9da0387b.jpg

В качестве последствий вы можете столкнуться с поломкой самих клапанов, нарушением работы ГРМ, повышенным расходом топлива и масла, потерей мощности и даже выходом из строя самого двигателя.

Чем дольше вы игнорируете проблему, тем тяжелее и дороже могут в итоге оказаться последствия. Если при прогреве или при разгоне авто услышали металлический стук, отправляйтесь в гараж или СТО. Не затягивайте с диагностикой.

Причина стука клапанов

Ни один механизм, в том числе и ДВС, не может работать без своевременного технического обслуживания. Важно проводить предварительную диагностику и регламентные ремонтные работы вне зависимости от того, исправно работает силовой агрегат или нет. Всевозможные инородные шумы из под капотного пространства являются верными признаками наличия неисправностей, что при несвоевременном вмешательстве сулит обернуться весьма внушительными затратами для автовладельца.

Stuk-klapanov-v-dvigatele-500x333.jpg

Пожалуй, стук клапанов невозможно спутать с другим источником звука. По уровню шума с цокотом клапанов может конкурировать только мотор, который троит. Рассматриваемая проблема характерна для двигателей, которые проехали более ста тысяч километров, несвоевременно и некачественно обслуживались либо подвергались нагрузкам, которые превышают номинальные. В последнем случае стук клапанов может проявиться даже на новой машине, которая еще находится на гарантии.

Что касается причины возникновения стука, она вполне очевидна и характеризуется увеличением зазора между кулачками распределительного вала и рычагами. Металлический цокот появляется, когда норма величины зазора, установленная производителем, превышает допустимые пределы. Игнорировать подобную неисправность нельзя, поскольку сам по себе неприятный звук – это только «цветочки».

Diagnostika-raspredvala-500x375.jpg

Причины

Выделяют ряд причин стука клапанов. Они включают в себя:

Сокращение расстояния. На промышленном производстве осуществляют заводскую настройку между металлическими стержнями и клапанами.STUCHAT-KLAPANA-CHTO-DELAT`-29.jpg В процессе эксплуатации автомобиля отмечают увеличение расстояния от заданных параметров. Вследствие этого наблюдают наличие металлического постукивания в процессе работы мотора.STUCHAT-KLAPANA-CHTO-DELAT`-30.jpg Заправка автотранспорта некачественным горючим. Это провоцирует появление детонации в работе двигателя. В первую очередь повреждается область клапанов.STUCHAT-KLAPANA-CHTO-DELAT`-31.jpg Недостаточное давление масла в процессе разгона. В данном случае характерный стук проявляется в процессе набора большой скорости.

Не работает датчик положения распредвала — признаки поломки, причины неисправности датчика и описание ремонта своими руками (120 фото и видео)
  • SHlifovka-golovki-bloka-53.jpgШлифовка головки блока: пошаговая инструкция как своими руками отремонтировать головку блока цилиндров (130 фото)
  • Zatyazhka-golovki-bloka-tsilindrov-84-1.jpgЗатяжка головки блока цилиндров: пошаговое описание схемы и советы по нормам момента затяжки (90 фото + видео)
  • Специалисты утверждают, что стук клапанов на горячую появляется в связи с недостаточным количеством смазки при повышении давления.

    Неправильное положение ремня ГРМ.

    Повышенная эксплуатация автотранспорта. Со временем любая деталь приходит в неисправность при постоянном и длительном использовании.При диагностике необходимо выявить их исправность на работоспособность. Если она минимально, то рекомендуется произвести замену клапанов.

    Как отрегулировать тепловой зазор?

    Рассмотрим, как устранить на автомобиле ВАЗ стук клапана. Для этого потребуется стандартный набор головок и рожковых ключей, а также щуп толщиной в 0,15 миллиметров. Работа по настройке зазоров выполняется в такой последовательности:

    • Включают нейтральную передачу и устанавливают под заднее колесо упор.
    • Ждут, пока мотор остынет до температуры в 20 градусов.
    • При помощи ключа на 10 откручивают все болты крепления клапанной крышки.
    • Устанавливают по меткам шкив коленчатого вала. Метка распредвала будет находиться напротив стрелки на клапанной крышке.
    • Выставляют щупом зазор на шестом и на восьмом клапане. Отсчет производят от радиатора.
    • Коленчатый вал прокручивают на половину оборота.
    • Выполняют настройку четвертого и седьмого клапана.
    • Коленвал снова прокручивают на половину оборота. Регулируют зазор первого и третьего клапана. После этого настраивают второй и пятый клапан.

    2753622.jpg

    По окончанию процедуры нужно перепроверить все зазоры. Также отметим, что при затяжке контргаек зазор будет уменьшаться. Нельзя допускать, чтобы клапан был зажатым. Щуп должен перемещаться с легким трением, без усилий.

    Почему стучат клапана в двигателе

    • Когда двигатель длительное время работает с неисправной газораспределительной системой, это не может не отразиться на его эксплуатационных характеристиках и рабочем ресурсе. В частности, наблюдается повышенный износ всех рабочих узлов, за счет чего двигатель и вовсе может выйти из строя. Автовладелец должен понимать, что для каждой модели автомобиля величина зазоров клапанов индивидуальна, поэтому регулировка на «авось» не принесет желаемого результата.
    • Если регулировка зазоров произведена неверно и при этом их величина составляет меньше нормированного значения, клапана при работе будут постоянно зажиматься. Работа клапанов в таких условиях может привести к тому, что со временем они перестанут полностью закрываться. Следствием перебоев в работе газораспределительной системы являются частые перегревы двигателя и снижение компрессии в цилиндрах.
    • Если стук клапанов начинает слышаться при прогретом моторе, скорее всего, давление масла в системе не соответствует требуемой норме. В любом случае, во избежание проблем регулировку клапанов следует производить каждые 15-20 тысяч километров пробега.
    • Так же стук клапанов или одного клапана на холодную при прогреве двигателя можно слышать при неисправных гидрокомпенсаторах, при прогреве двигателя шум от клапанов как правило уходит, в этом случае с ремонтом еще можно подождать, это не критично, в таком режиме двигатель может еще проработать очень большое время и 10 и 20 тысяч километров

    Необходимость замены гидрокомпенсаторов на головке блока наступает когда стук от клапанов проявляется как и на холодном, так и на прогретом двигателе. В данном случае рекомендуется полностью перебрать головку блока (ГБЦ).

    Как определить стук клапанов?

    Как определить стучит ли клапан на ВАЗе? Без определенного опыта многим автолюбителям иногда очень сложно определить данную проблему самостоятельно.

    Основными источниками появления посторонних звуков и шумов могут стать различные отделы моторного механизма. К ним относят:

    • Коленвал;
    • Подшипники;
    • Ремень.

    STUCHAT-KLAPANA-CHTO-DELAT`-14.jpg Специалисты утверждают, что стук клапанов на Приоре имеет определённую последовательность звуковой волны, которая имеет своеобразную звонкость и характерное постукивание.STUCHAT-KLAPANA-CHTO-DELAT`-15.jpg Чаще всего они издаются в области газораспределительного механизма. Проявление посторонних звуков постепенно сокращается.STUCHAT-KLAPANA-CHTO-DELAT`-16.jpg

    Обнаружить стук клапанов несложно даже новичкам. Выявить и диагностировать их неисправность можно в специализированных отделах.

    STUCHAT-KLAPANA-CHTO-DELAT`-17.jpg Диагностика проводится по следующему принципу:

    • Первым делом поднимают капот и откручивают крышку с заливного отверстия двигателя;
    • Далее специалисты внимательно прислушиваются к работе мотора. Если в процессе работы машины громкость и очередность звука постепенно возрастает, то данные проявления указывают на появления проблем в работе клапанов;
    • В области поломки устанавливают стетоскоп. Благодаря этому прибору удаётся правильно определить основную причину возникновения посторонних звуков и шума.

    STUCHAT-KLAPANA-CHTO-DELAT`-18.jpg

    Стучат клапана — причины

    Причиной «номер один» можно назвать нарушение зазоров между кулачками и рычагами распределительного вала. Происходит это следующим образом — увеличивается зазор между вышеуказанными деталями, после чего кулачок начинает ударять по рокеру, в итоге в моторном отсеке начинают возникать странные звуки похожие на цокот металла о металл. Чем зазор будет больше, тем будет сильнее цокот и в последствии износ. Если все оставить как есть, ничего не предпринимать, то в конечном итоге мотор полностью выйдет из строя, перестанет заводиться и как минимум «потребует» капремонта. Величина зазора между клапанами четко регламентирована производителем силового агрегата, поэтому при малейшем отклонении необходимо выполнить регулировку клапанов учитывая параметры, установленные производителем.

    Вторая, не менее распространенная причина, по которой возникает стук — слишком маленький зазор клапанов. Со временем зажатые клапана вообще перестают закрываться, что ведет к перегреву двигателя, падению показателя компрессии, и как следствие — перерасходу топлива. С целью недопущения такого поворота событий клапана рекомендуется регулировать после 10-15 тыс. км. пробега.

    Стук клапанов может появляться из-за детонации двигателя. Как вы знаете, детонация — своего рода взрыв, результатом которого является волна, способная сотрясать все детали и узлы ДВС, в том числе и клапана. В результате выходит, что из-за детонации может появляться металлический цокот клапанов, хотя причина будет заключаться отнюдь не в клапанах. Признаки детонации: черный дым из выхлопной, сильная вибрация, падение мощности двигателя.

    Распространенное явление, когда клапана стучат «на горячую», имеется ввиду — когда цокотят клапана после прогрева мотора. В данном случае причина может заключаться в повышенных оборотах при низком давлении масла, это может происходить опять-таки из-за увеличившихся зазоров или чрезмерного износа деталей.

    Как избежать детонации?

    Все без исключения современные автомобили оснащены специальным датчиком и блоком, которые реагируют и подавляют данное разрушительное явление.

    1606700.jpgКак только детонация возникает, мембрана датчика фиксирует напряжения, величина которых зависит от частоты и от амплитуды взрывной волны в цилиндре. Исполнительная система принимает сигнал с сенсора и изменяет алгоритм работы системы зажигания. Если у вас стучат «пальцы» при разгоне («Таврия»), причины этого явления могут быть в бензине, настройке карбюратора, угле зажигания. Самый простой способ избежать детонации – предотвратить преждевременное воспламенение. Также можно увеличить обороты мотора. При управлении рекомендуется повышать обороты плавно. 1606699.jpgЕсли нужен резкий старт, то специалисты рекомендуют раскрутить мотор до старта, а затем начать движение. Снизить детонацию можно методом подбора калильного числа свечей. В этом случае рекомендуется использовать более горячие свечи. Они будут сжигать всю топливную смесь без остатка, и никаких турбулентностей не будет.

    Почему возникает детонация?

    Октановое число горючего – это показатель, которым характеризуется коэффициент сопротивления горючей жидкости воспламенению в процессе сжатия. Другими словами, это детонационная стойкость.

    1606705.jpgЕстественно, моторам, где степень сжатия достаточно высокая, необходимо топливо с высоким октановым числом. Любой современный двигатель имеет высокую степень сжатия. Если заливать в него низкооктановый бензин, это значительно повышает риск возникновения детонации. Калильное зажигание – это самостоятельное сгорание топливной смеси в цилиндрах. Одна из причин этого явления – недогоревшая сажа или же высокие температуры в камере сгорания. Еще одна причина, почему стучат «пальцы» в двигателе при разгоне, – это бедная топливная смесь. Если увеличить количество воздуха в соотношении с объемом топлива, это вызывает детонацию. Слишком бедная смесь в момент попадания в цилиндр вызовет детонацию с большей вероятностью, нежели нормальная. Также подобный эффект возникает при высоких нагрузках. Стучат «пальцы» на разгоне именно из-за перегрузок силового агрегата. Если вы начнете двигаться на третьей передаче вместо первой, может появиться не только звон, но и характерный металлический лязг.

    Двигатель застучал в дороге

    Если мотор внезапно начал издавать цокот в пути, в первую очередь нужно проверить уровень масла. Если он будет недостаточным, даже при исправном насосе не будет обеспечиваться нормальная смазка всех элементов. Уровень всегда должен быть не ниже середины.

    2753638.jpg

    Нужно выяснить, усиливается ли стук клапанов под нагрузкой и по мере увеличения скорости. Если это так, скорее всего, в двигателе изношены подшипники коленчатого вала. Еще стук может возникать сразу после заправки. Это говорит о некачественном топливе. Обычно такие стуки носят затихающий характер, они не смертельны для двигателя. Но в дальнейшем лучше сменить заправку. Как исправить стук клапанов? В зависимости от конструкции механизма ГРМ, на каждый цилиндр в двигателе может приходиться по два или четыре клапана. Одни выполняют запуск горючей смеси, другие выводят газы. Так как элементы работают при высоких температурах, они могут расширяться. Следовательно, зазор будет меняться. Если клапаны отрегулированы неправильно, это приводит к быстрому износу элементов ГРМ и к потере производительности ДВС в целом. При увеличенном зазоре будет неполное открытие клапанов. При недостаточном они будут подгорать вместе с седлами.

    Если в ДВС нет гидрокомпенсаторов, специалисты рекомендуют выполнять раз в 25 тысяч километров регулировку зазоров клапанов. Также для корректной работы такие элементы следует чистить. При эксплуатации клапаны обрастают нагаром. Он мешает им работать в нормальных положениях. Если зазор будет оптимальным, а клапаны чистыми, автомобиль будет стабильно работать и не перерасходовать топливо.

    2753625.jpgИспользуемые источники:

    • https://pricep-vlg.ru/remont-svoimi-rukami/stuk-klapanov-na-goryachem-dvigatele/
    • https://scart-avto.ru/remont/stuchat-klapana-dvigatelya-stuchat-klapana-na-goryachem-na/
    • https://remontpeugeot.ru/dvigateli-pezho/stuk-klapanov-v-dvigatele-prichiny-pochemu-stuchat-klapana-i-kakie-posledstviya-zhdat.html
    • https://avtoadvice.ru/stuchat-klapana-chto-delat/
    • https://fb.ru/article/413260/stuk-klapana-printsip-rabotyi-harakteristika-prichinyi-poyavleniya-stuka-diagnostika-i-sposobyi-ustraneniya-problemyi
    • https://vaz-remont.ru/pochemu-stuchat-klapana-prichiny-i-sposoby-resheniya/
    • https://fb.ru/article/291964/stuchat-paltsyi-pri-razgone-osnovnyie-prichinyi-pravila-ustraneniya-problemyi

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *